О том, что здоровье школьника с каждым днем становится все хуже, нам приходится слышать постоянно. Но что необходимо сделать в первую очередь, чтобы повлиять на ситуацию? Откуда берутся основные хронические заболевания и проблемы, свойственные современным российским ученикам? И почему в большистве из них надо винить родителей (а не школу и систему здравоохранения, как мы привыкли это делать)?
Эксперт: д.м.н., профессор НИИ гигиены и охраны
здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России
Ирина Рапопорт.
Если поставить рядом современную медицинскую статистику детских заболеваний и любимый российский лозунг «Дети — наше будущее», то рядом они как-то не смотрятся. По логике и реальной действительности получается, что «Дети — наше больное будущее». И хотя министр российского здравоохранения Вероника Скворцова обнадежила нас несколько лет назад о том, что «нынешняя молодежь будет жить до ста лет», пока вековые юбилеи наших потомков видятся у столиков с лекарствами. С фактами не поспоришь: за последние 30 лет здоровье детей России постепенно ухудшается.
В российском НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» Минздрава России уже много десятилетий подряд ведутся исследования по поводу состояния здоровья детей в российских школах. По результатам, которые стекаются сюда со всей страны, специалисты НИИ гигиены и Роспотребнадзора России разрабатывают рекомендации по исправлению ситуации, связанной с нарушениями здоровья детей, а также по профилактике заболеваний. Правда, к этим рекомендациям мало кто прислушивается.
Если начать с аналитики здоровья младших школьников, то для семилеток приход в школу связан с тяжелым периодом адаптации — особенно для тех детей, кто не посещал детсад и жил дома «в свободном режиме», много лет подряд просыпаясь в 10 часов утра и начиная утро с мультфильма.
У старшеклассников (особенно учащихся 9 и 11 классов) главная проблема также связана с психологическим здоровьем школьников: на подготовку к ЕГЭ детей сегодня не просто «натаскивают» загодя, но и ежедневно «капают на мозги» о том, что провал в итоговой аттестации связан с «полным крахом будущего». В результате дети даже с прекрасно сданным ЕГЭ покидают школу и плавно переходят в вуз с неврозами и переутомлениями. Не успев отдохнуть, перегруженная центральная нервная система молодого человека приходит в вузовскую аудиторию с психосоматическими расстройствами, а родители неудомевают: почему успешный ребенок, который не ест всухомятку, вдруг стал страдать от проблем с желудочно-кишечным трактом? Да, мы привыкли считать гастриты «студенческой болезнью», однако чаще всего они возникают вовсе не из-за неправильного питания (хотя и из-за него, конечно, тоже), а по причине затяжного стресса. И если сравнить, к примеру, выпускника, в которого родители вложили максимум амбиций по поводу карьеры, с его успешным одноклассником, которому «предки» объяснили, что в случае непоступления в вуз у него есть еще масса интересных вариантов, то несложно догадаться — кто из них придет к зрелости с крепким здоровьем.
О повсеместном влиянии сотового телефона на здоровье школьника врачи говорят не случайно: о резком ухудшении зрения статистика просто «кричит». И если еще 5 лет назад специалисты фиксировали факты формирования близорукости у детей-третьеклассников, то сегодня дефекты зрения «молодеют» и быстро прогрессируют: по 1,5-2 диоптрии ученик младших классов в среднем теряет за год. В результате около 50% старшеклассников имеют проблемы со зрением. Во что это «выливается» к зрелости? У мужчин — к ограничению выбора профессии, у женщин — к проблемам с естественными родами по причине риска отслойки сетчатки глаза.
Плоскостопие, о котором в советское время сочиняли анекдоты по поводу недопуска к службе в армии, сегодня стало чуть ли не национальной проблемой. Впрочем, как и сколиозы, статистика которых растет ежегодно.
По результатам многолетнего лонгитудинального исследования, проведенного специалистами НИИ гигиены среди московских школьников, в первые классы школ поступают примерно 4% здоровых детей, около 55% — с отклонениями функционального характера и 40% – с хроническими заболеваниями.
В средней школе абсолютно здоровыми остается примерно 1% детей, а к выпускному классу эта категория исчезает как «вид». Группа детей с функциональными отклонениями докращается до 34%, а группа с хроническими заболеваниями растет до 61,5%. Кроме того, среди выпускников появляется новая группа — хронических больных, которым необходима постоянная поддерживающая терапия и регулярное лечение в стационаре (дети с язвенной болезнью, диабетом, бронхиальной астмой, неврозами). Статистика показывает, что среди мальчиков (которые чаще бывают нацелены на карьеру и в которых родители обычно вкладывают больше надежд) стало на 70% хронических заболеваний больше, в сравнении с аналогичной статистикой 25-летней давности. У девочек доля хронических заболеваний выросла на 20% за тот же срок.
Исследования на протяжении четверти века проводились по единой методологии.
Специалисты утверждают, что экономическая и политическая нестабильность последних 30 лет сделали общество нервным и напряженным. И эти настроения, в которых сформировалось сегодняшнее поколение родителей, передались детям. Однако, кроме того, что родительское сообщество стало нервным и мнительным, оно еще и перестало прививать детям элементарные навыки личной гигиены. Как ни странно, в цивилизованном современном обществе нередко можно наблюдать проблемы, связанные не только с регулярным мытьем рук, чисткой зубов и интимной гигиеной, но и с обилием вшей среди школьников. А ведь обучать ребенка необходимым правилам обязаны вовсе не врачи и педагоги, а родители.
О сменной обуви, которую школьник носит 6-8 часов в день. «Сменка» должна быть сделана из натурального материала, хорошо проветриваться, иметь небольшой каблучок и фиксированный задник, для многих актуальна ортопедическая стелька. Вариант «доносить за братом или сестрой» для ребенка просто неприемлем — обувь с чужой ноги способна принести серьезные проблемы с костно-мышечной системой.
Об одежде. Многие современные родители уже научились читать этикетки с составом продуктов питания и стали избирательнее относиться к покупке еды, бытовой химии и косметики. А вот к грамотной покупке детской одежды готовы пока не многие. Посмотрите вокруг: сколько школьников вы увидите одетыми в хлопковые рубашки и блузки, в шерстяные брюки и юбки, на ком есть хлопковые или льняные носки и колготки из натуральных материалов? Увы, лидируют в этом списке «симпатичные» изделия из синтетики, требующие минимального ухода и немнущиеся. А тот факт, что кожа не дышит под ними в течение половины дня мало кто задумывается.
О ранцах. Рюкзаки сегодня в моде, и это правильно. Но многие ли сегодня ищут для школьника функциональный ранец с ортопедической спинкой, обязательным кармашком для напитка и перекуса, с неоновыми знаками, которые светятся в темноте и видны водителям, а не бесформенный модный рюкзачок?
О перекусах и напитках. Родители любят жаловаться: в школе плохие завтраки, нет кулера и т.д. В советских школах вообще не знали слова «кулер», а завтраки в столовой ограничивались кексом, коржиком и чаем. Однако родители заботливо клали в портфель яблоко или мандарин, а особо заботливые — термос с чаем и бутерброд.
Блага цивилизации предлагают сегодня в супермаркетах готовые полезные перекусы — от батончиков мюсли и кранчей до сформированных и упакованных сандвичей. Не говоря уже о наличии в продаже термокружек и прочих емкостей для напитков. Если нет времени готовить — купите готовый продукт, налейте воды в бутылку, положите в ранец яблоко. И объясните ребенку важность своевременного перекуса. Этого достаточно, чтобы провести профилактику гастрита.
Возвращаясь мыслями в СССР, хочется вспомнить о профосмотрах, которыми тогда была охвачена вся страна. Да, все было грубо: никто не брал разрешения у родителей на прививки, групповое лечение зубов, физиотерапию и заглядывание в самые разные части тела ребенка. Однако такие повсеместные и регулярные профосмотры делали свое дело: раз в год всех детей осматривали педиатры и основные специалисты, которые давали направления на исследования для тех детей, у которых были обнаружены проблемы.
Сегодня школьные профосмотры проводятся время от времени и, в основном, выглядят как устное послание ребенку: «У тебя проблемы со зрением. Передай родителям, чтобы срочно отвели тебя к офтальмологу» или как записка родителю: «Вашему ребенку необходимо сделать такие-то прививки. Проведите вакцинацию по месту жительства и принесите в школу справку об этом». Работу школьного психолога тоже вряд ли можно назвать эффективной: обычно он либо читает лекции по теме, что «всем надо дружить», либо проводит анкетирование, где черным по белому задается вопрос: «Бьют ли тебя родители?».
Несколько лет назад, в 2012 году, российские поликлиники попытались подключить к профосмотрам, издав приказ Минздрава РФ №1346н, регламентирующий профилактические обследования. Но на практике поликлиники оказались не способны вести такую работу, ведь, занявшись профосмотрами, врачам попросту некогда некогда было бы лечить многочисленную армию больных детей. Кроме того, профосмотром дело не решишь, ведь после него необходимо что-то предпринимать, исправлять ситуацию. Это означает, что после проведения профосмотра врач просто обязан лечить, корректировать и наблюдать за здоровьем ребенка. Для этого нужны не только средства, но еще и кадры, и присутствие родителей на осмотрах и при лечении, поскольку Закон «Об охране здоровья граждан РФ» и приказ Минздрава РФ №1346н настаивают, чтобы несовершеннолетний ребенок до 15 лет посещал врача с родителем. Словом, очень маловероятно, что современный родитель специально оформит отпуск, чтобы пройти с отпрыском профосмотр в поликлинике (время полного осмотра занимает около 10 дней), а врачи легко справятся с потоком этой профилактики.
К тому же, если снова обратиться к закону, то за здоровье детей сегодня несет ответственность вовсе не врач, учитель или государство, а родитель. И это правильно, потому что именно родителям следует учиться наблюдать за своим потомством, прививать им хорошие привычки, настраивать их не только на карьерные высоты и хорошую успеваемость, а, прежде всего — на здоровый образ жизни. Потому что, пока в родителе сильна привычка отдавать здоровье ребенка на откуп школе и медучреждению, пока он не осознал степень собственной ответственности за положение потомства в мире — вряд ли что-то изменится.
Конечно, большинство родителей резонно скажут о том, что «каждый должен заниматься своими делами: врач — лечить, учитель — учить и т.д.». Да, это так. Но это при условии, что вы с самого рождения ребенка постоянно консультируетесь у специалиста, задаете ему вопросы о домашней профилактике, о питании, о сне, прогулках, одежде, физической активности, образовании и прочих жизненных вещах. Но даже в такой ситуации врач и учитель не сможет проводить с вашим ребенком дни и ночи. И в конце концов вам придется остаться с отпрыском наедине и принимать собственные решения. Не говоря уже о вашем личном отношении к выбору образовательного учреждения для ребенка, вакцинопрофилактике, занятиям спортом и воспитанию.
На самом деле, если родитель действительно внимателен к ребенку, он вряд ли пропустит признаки опасного заболевания. И, кроме того, ежедневное общение — это не просто фраза, брошенная, пробегая мимо: «не читай в темноте», «хватит чатиться в телефоне», «ты сделал уроки?», «есть хочешь?» и т.п., а постоянное наблюдение, терпеливое объяснение — почему и зачем надо читать при нормальном освещении, ежедневно есть овощи, гулять, заниматься спортом и минимизировать время за гаджетами.
Однако сегодня пока ситуация такова, что родитель (а чаще — врач или учитель) случайно обнаруживает у ребенка признаки уже перешедшего в хроническое заболевания. И лечить его начинают уже в очень запущенной стадии.
Исправить ситуацию с детскими проблемами можно и на уровне школы. Но для этого необходимо активизироваться и родительскому сообществу, и директорам школ, и учителям. К примеру, чтобы улучшить ситуацию со зрением у детей, необходимо провести замеры освещенности в школьных классах. Если освещения недостаточно — заменить светильники, обустроить правильное освещение досок. Плюс — обязательное разместить офтальмотренажер в классе: на зарядку для глаз уйдет минута-полторы, а результат будет значительным.
Для профилактики сколиозов, помимо парт, следует поставить в классах конторки, позволяющие ребенку сменить позу в течение урока. Кроме того, сами парты должны соответствовать росту ребенка: на современном рынке существуют парты-трансформеры, которые позволяют менять высоту стульев и столешниц.
Родителям необходимо серьезно задуматься о выборе обуви для школы и ежедневного ношения. И, конечно, о выборе удобного ранца, который надо грамотно подогнать по фигуре. В отношении влияния двигательной активности на здоровье школьников следует отметить необходимость включения в план уроков физкультуры упражнений с элементами ЛФК, а для некоторых школьников – возможность проведения лечебного массажа.
Закон о допуске региональных закупок лекарств и медоборудования у единственного поставщика был принят Государственной думой.…
Центр лекарственного обеспечения проведет закупку препаратов для лечения ВИЧ, гепатита В и лекарственно-устойчивых форм туберкулеза.…
Внесен законопроект в Госдуму о введении льготной ставки НДС для товаров по уходу за детьми,…
Арбитражный суд Ингушетии удовлетворил иск республиканского онкодиспансера о взыскании с поставщика лекарственных средств суммы свыше…
Торнадо нанес серьезный ущерб одному из крупнейших в мире заводов по производству стерильных инъекционных препаратов,…
Завершены клинические исследования первого биомедицинского клеточного продукта, предназначенного для восстановления повреждений хрящевой ткани человека, сообщил…
This website uses cookies.