Владением одним или даже несколькими иностранными языками в условиях современного мира вряд ли удастся кого-то удивить, однако этот навык открывает перед его обладателем массу возможностей. Знание «чужого» языка позволяет путешествовать и свободно общаться с иностранцами, дает существенные преимущества при трудоустройстве, и, что немаловажно, способствует развитию мозга. Цели изучения иностранного языка очевидны, поэтому многие родители хотят начать развитие своего ребенка в этом направлении как можно скорее. Какое влияние может оказать раннее изучение иностранных языков?

В каком возрасте ребенку стоит начинать изучение иностранного языка? Если родители вместе с ребенком планируют переехать за рубеж, где иностранный будет основным языком общения, или, если ребенок воспитывается в семье, где отец и мать являются носителями разных языков, ответ на вопрос очевиден – ребенок погружается в мультиязычную среду с момента рождения. Во всех остальных случаях выбор методики напрямую зависит от возраста ребенка.

Методики изучения иностранного языка

Все программы по изучению иностранного языка для дошкольников, можно разделить на две части: методики сверхраннего развития и те, которые предназначены для обучения детей от 4 до 7 лет.

Методики сверхраннего развития предполагают одновременное обучение детей и родному, и иностранному языку. Для включения в программу самим родителям необходимо владеть изучаемым языком. Самыми известными методиками этой категории являются:

Методика Гленна Домана. Автор методики, американский врач и исследователь Гленн Доман утверждает, что начинать обучение ребенка можно с 3-х месяцев. Для занятий по этой методике нужны комплекты карточек с изображениями, связанными одной тематикой: например, «овощи» или «домашние животные». На каждой карточке должно быть только одно изображение на белом фоне, а внизу под картинкой – описание к ней, написанное красными буквами. Такие наборы можно купить в специализированных магазинах или сделать самостоятельно, распечатав на цветном принтере карточки, найденные в Интернете.

Карточки из набора показываются малышу в течение 5-10 секунд, затем громко и членораздельно читается описание, причем, каждый комплект показывается за занятие только один раз. Заниматься нужно каждый день не менее 3 раз, что в сумме означает показ ребенку минимум 15 карточек каждый день.

Методика Марии Монтессори. Ребенок изучает иностранный язык (обычно в школах, работающих по этой методике, – английский) как бы «в фоновом режиме». Дети играют, рисуют, а все происходящее на занятиях комментируется преподавателем на иностранном языке. Дети разучивают стишки и песенки, а пройденный материал записывается на доске для запоминания.

Методика Николая Зайцева. Является разновидностью методологии Гленна Домана, но вместо карточек для обучения используются специальные кубики разных форм, цветов и размеров.

Выбирая методику, родителям следует понимать, что им предстоит выстроить четкий план изучения иностранного языка и заниматься с ребенком каждый день. Только в этом случае использование методик сверхраннего развития даст положительный эффект.

Методики обучения иностранным языкам с 4 до 7 лет

Языковые школы могут под разными названиями предлагать на выбор родителям множество программ изучения иностранного языка, но практически все они базируются либо на классической, либо на коммуникативной методике.

Классическая методика. Изучение языка проходит по учебникам и методическим материалам. Занятие делится на отрезки, в течение которых отрабатывается определенный навык – чтение, развитие разговорной речи и произношения, грамматика. Также детям предстоит для закрепления материала выполнять домашние задания. Равномерное развитие всех навыков, необходимых для освоения языка – главный плюс методики.

Коммуникативная методика. Преподаватель является носителем языка, поэтому весь урок ведется на иностранном, родная речь практически не используется. Благодаря этому, ребенок быстро погружается в языковую среду. Хорошо подходит для общительных и открытых детей.

Самостоятельное изучение иностранных языков

Родителям, которые решили обучать ребенка самостоятельно, пригодятся следующие советы по изучению иностранного языка:

  • Занятие должно быть интересным. Если принуждать ребенка к изучению языка, это может отбить у него всякое желание заниматься. Старайтесь не перегружать урок изучением грамматики, сделайте упор на развитии навыков разговорной речи.

  • Занятия должны быть регулярными и частыми: один урок в неделю не даст результатов.
  • Учитывайте возраст и характер ребенка при подборе обучающей программы.
  • Повторение – мать учения. Прежде чем приступать к изучению нового материала, закрепите старый.
  • Обучайте ребенка фразам вместо отдельных слов. Так ребенку проще будет понять основы построения языковых конструкций.
  • Погрузите ребенка в языковую среду. Смотрите мультфильмы на иностранном языке, учите песни, читайте книги (в книжных магазинах можно найти классические и современные произведения не только в оригинале, но и адаптированные под разные уровни сложности).
  • Развивайтесь вместе с ребенком. Недопустимо обучать иностранному языку ребенка, если сами вы допускаете ошибки в построении фраз или произношении.