Пользование деньгами и правильное распределение бюджета — это искусство. И если ребенок познакомится с ним в ранние годы, это, безусловно, пойдет ему на пользу. Итак, что необходимо знать ребенку о деньгах? Давать ли карманные деньги детям? Когда и как стоит выделять карманные деньги? Как подготовить малыша к планированию расходов?
В возрасте около двух лет ребенок начинает понимать, что монетки и бумажки, которые родители периодически достают из кошельков, имеют определенную ценность. И хотя малыш пока не может выстроить логическую связь между новой игрушкой и ее оплатой, он уже начинает замечать, что взрослые почему-то ценят деньги. Поэтому, чтобы приобщиться к взрослому миру, ребенок может перебирать монеты или играть с ними.
Интерес к денежным купюрам и их «воспроизведение» появляется годам к четырем: в этом возрасте малыш может изображать деньги на бумаге и вырезать их. Этот период игры сменяет стадия социализации: она появляется, если родители постоянно берут ребенка в магазин: малыш осознает смысл термина «покупка» и понимает, что он означает обмен денег в кошельке родителей на игрушки, шоколадки и другие вещи. Именно на стадии социализации у ребенка появляется интерес к игре в магазин, к которой он привлекает кукол, ровесников и взрослых. Вариантом этой игры может быть популярная «монополия», где можно не только тратить, но также зарабатывать и планировать.
Финансовые игры для ребенка — не просто развлечение. Именно в «магазине» и «монополии» дети учатся денежному счету, но главное — они получают опыт постройки закономерностей: каким способом можно получить деньги, как их сохранить и грамотно потратить. Несмотря на всю «игрушечность» ситуаций и нарисованных денег, ребенок серьезно относится к процессам их миграции. Поэтому именно в игре родители могут воспитать у ребенка его первые финансовые навыки.
Если же вы решили приучать малыша к финансовым операциям, используя виртуальные игры, то можете не получить ожидаемого результата. Ведь в виртуальной игре невозможно пощупать деньги, взять их в руки, посчитать и положить в реальный кошелек. Здесь ребенок может зарабатывать и тратить свои миллионы, не чувствуя их настоящей ценности и не представляя, каким объемом капитала он распоряжается.
Как только малыш начал интересоваться ценами в настоящем магазине и часто задавать вопрос «Сколько это стоит?» — будьте готовы дать ему полноценную информацию о семейном бюджете. В возрасте от 5 лет ребенок уже будет готов к разговорам о том, сколько зарабатывают родители и на что уходят семейные деньги.
Конечно, в процессы планирования маленького человека следует вовлекать постепенно — к примеру, разъясняя это на примере его собственных потребностей. Для начала предложите ребенку озвучить список того, что в семье покупается исключительно для него: скорее всего он включит сюда игрушки, развлечения и сладости. Вторым этапом будет дополнение этого списка с вашей помощью, ведь малыш наверняка забудет включить в него расходы на одежду и образование в кружках и секциях. На третьем этапе помогите ребенку разделить все эти траты на категории. На четвертом — дополните список частичными расходами, то есть теми, которые делятся на всю семью: на продукты, отпуск, проезд, коммунальные услуги, налоги. Поверьте: составление и оглашение такого списка для ребенка будет настоящим «открытием Америки», ведь большинство детей даже представить себе не могут, сколько денег родители тратят на их содержание и на семью в целом. Но именно с этого момента ребенок осознанно начнет относиться к некоторым ограничениям — к примеру, когда родители просят его подождать с покупкой дорогой вещи или игрушки до следующего месяца или если ему сообщают, что в этом году семья не может поехать на море, потому что планирует ремонт.
Конечно, чтобы переварить эту информацию, малышу потребуется некоторое время. Как узнать, что он готов к следующему «погружению» в мир финансов? Скорее всего, ребенок начнет задавать дополнительные вопросы («А, может, на море есть места подешевле?», «А ремонт обязательно делать весь сразу?») или предлагать свои схемы движения семейных денег. В таком случае вы смело можете привлекать маленького финансиста к планированию семейного бюджета. К примеру, в день получения дохода вы можете вместе с ребенком разложить полученные деньги по конвертам: здесь — на оплату счетов, здесь — на образование, здесь — на одежду, здесь — на приятные желания (игрушки, кино, кафе), в конце — на долговременные накопления (дорогие приобретения, отпуск).
Когда все деньги будут разложены по стопкам, предложите ребенку подумать об экономии средств. К примеру, вместо вечернего похода в кино пойти на утренний сеанс или посетить кафе в часы, когда там дают скидку. Если ребенок предложит собственную схему экономии — обязательно похвалите его и сделайте ему небольшой подарок, пояснив, что на работе это называется «премия за оптимальное решение». Маленький человек почувствует ответственность за семейные финансы и познает вкус ответственности за взрослые дела.
Если ребенок научился экономить, вы можете посвятить его в таинства накоплений и подарить копилку. Но в таком случае поясните разницу между доходами, расходами и накоплениями. Главное, что следует учесть при вручении копилки: у ребенка должна быть постоянная возможность ее пополнять. К примеру, вы можете периодически выдавать ему мелочь от сдачи после совершенной покупки или просто выделять раз в месяц определенную «копилочную сумму». Цель создания копилки со временем может меняться: к примеру, сначала ребенок может просто так копить деньги, а потом решить собрать определенную сумму на покупку желаемой вещи. В таком случае дайте отпрыску возможность самому принимать решение — на что потратить накопленный капитал.
Давать карманные деньги детям, конечно, стоит — иначе как ребенок научится распоряжаться финансами? Разумеется, начинать надо не с тысячных купюр, а с небольших сумм — к примеру, на покупки в школьном буфете. Однако постарайтесь сохранить спокойствие, если ребенок потерял выданное, потратил деньги на мороженое вместо завтрака или накормил голодного друга. Подобные варианты могут стать поводом для разговора о том, что завтрак и мороженое должны приобретаться на разные деньги, а дружба не покупается за деньги.
Сколько карманных денег стоит давать детям? Сначала — ежедневно и понемногу, каждый день интересуясь: «Ну как ты сегодня распорядился карманными деньгами?». К окончанию начальной школы ребенок, как правило, уже готов к планированию, поэтому деньги ему можно выдавать один раз в неделю. Старшеклассникам вполне можно выдать сумму на месяц вперед, но будьте готовы к тому, что бюджет придется увеличить и всегда держать под контролем. Современным старшеклассникам часто удается самостоятельно зарабатывать небольшие средства или получать деньги в подарок. Если хотите, чтобы отпрыск вам доверял — сохраните для него возможность полностью распоряжаться своими деньгами.
Психологи рекомендуют соблюдать определенные правила при выдаче карманных денег ребенку:
Чтобы понять, давать ли именно вашим детям карманные деньги, понаблюдайте за поведением ребенка. Ведь готовность к карманным доходам зависит от того, научился ли ребенок ценить деньги и готов ли он к планированию. К примеру, если малыш обижается, что вы не купили ему дорогую игрушку или «машинку как у Саши» именно сейчас, то для него планирование бюджета все еще осталось теорией. В этом случае дайте ему побольше практики: почаще берите с собой в магазин, показывайте ценники, складывайте потраченное на калькуляторе, рассказывайте о необходимых тратах. Посетив с ребенком парк, расскажите о том, сколько сегодня было потрачено на развлечения и покажите ребенку чеки. Обсуждайте свои расходы ежедневно, но при этом не сокрушайтесь о том, что «денег нет» или как тяжело вам живется. Главный урок, который ребенок должен вынести из своей практики: если грамотно тратить, то деньги будут всегда.
Как и сколько денег давать ребенку на карманные расходы? На самом деле, «карманные расходы» — понятие не совсем однозначное. Поэтому вы можете сделать его более конкретным, разделив на три части:
О необходимом доверии к ребенку сказано уже было. Но доверие вовсе не исключает необходимости проверять — действительно ли ребенок потратил карманные деньги на подарок другу, проезд или оплату спортивной секции. Конечно, не стоит постоянно подозревать подростка в том, что средства, выделенные на репетитора, он потратил на наркотики. Но ненавязчиво наблюдать за денежными потоками отпрыска все-таки необходимо.
К примеру, вы можете периодически интересоваться — чем именно кормят в школьной столовой и сверять озвученное подростком меню с выложенным на сайте школы. Если же вы заметили, что школьник купил на карманные средства сигареты или пиво, то об этих моментах следует сразу поговорить — в первую очередь, акцентируя его внимание на том, что он не оправдывает вашего доверия.
Конечно, такие случаи — вовсе не повод отказывать ребенку в карманных деньгах, «чтобы исключить все соблазны». Ведь, не имея карманных денег и потеряв возможность сходить со сверстниками в кино или в кафе, подросток будет чувствовать себя ущемленным. Но вы можете сообщить ребенку, что намерены контролировать его траты и теперь будете требовать доказательств о расходах — предъявления чеков, билетов и т.д.
В целом желание иметь собственные деньги и возможность ими распоряжаться — абсолютно нормальны для ребенка, ведь они связаны со стремлением к самостоятельности. И если родители с раннего возраста воспитали в маленьком человеке умение планировать, беречь и правильно тратить, то наверняка будут приятно удивлены, случайно обнаружив в личных накоплениях отпрыска случайно конвертик «на день рождения мамы и папы».
За последние несколько десятилетий кесарево сечение стало обыденным процедурой и …
Обычно родители волнуются, думая о том как купать новорожденного ребенка …
Как получается, что один человек может виртуозно играть на скрипке …