Детский кошелек: давать ли карманные деньги детям

Детский кошелек: давать ли карманные деньги детям

Пользование деньгами и правильное распределение бюджета — это искусство. И если ребенок познакомится с ним в ранние годы, это, безусловно, пойдет ему на пользу.
Итак, что необходимо знать ребенку о деньгах? Когда и как стоит выделять детям карманные деньги? Как подготовить малыша к планированию расходов?

С чего и когда начинать?

В возрасте около двух лет ребенок начинает понимать, что монетки и бумажки, которые родители периодически достают из кошельков, имеют определенную ценность. И хотя малыш пока не может выстроить логическую связь между новой игрушкой и ее оплатой, он уже начинает замечать, что взрослые почему-то ценят деньги. Поэтому, чтобы приобщиться к взрослому миру, ребенок может перебирать монеты или играть с ними.

Интерес к денежным купюрам и их «воспроизведение» появляется годам к четырем: в этом возрасте малыш может изображать деньги на бумаге и вырезать их. Этот период игры сменяет стадия социализации: она появляется, если родители постоянно берут ребенка в магазин: малыш осознает смысл термина «покупка» и понимает, что он означает обмен денег в кошельке родителей на игрушки, шоколадки и другие вещи. Именно на стадии социализации у ребенка появляется интерес к игре в магазин, к которой он привлекает кукол, ровесников и взрослых. Вариантом этой игры может быть популярная «монополия», где можно не только тратить, но также зарабатывать и планировать.

Финансовые игры для ребенка — не просто развлечение. Именно в «магазине» и «монополии» дети учатся денежному счету, но главное — они получают опыт постройки закономерностей: каким способом можно получить деньги, как их сохранить и грамотно потратить. Несмотря на всю «игрушечность» ситуаций и нарисованных денег, ребенок серьезно относится к процессам их миграции. Поэтому именно в игре родители могут воспитать у ребенка его первые финансовые навыки.

Если же вы решили приучать малыша к финансовым операциям, используя виртуальные игры, то можете не получить ожидаемого результата. Ведь в виртуальной игре невозможно пощупать деньги, взять их в руки, посчитать и положить в реальный кошелек. Здесь ребенок может зарабатывать и тратить свои миллионы, не чувствуя их настоящей ценности и не представляя, каким объемом капитала он распоряжается.

Когда ребенок готов к разговорам о настоящем бюджете?

Как только малыш начал интересоваться ценами в настоящем магазине и часто задавать вопрос «Сколько это стоит?» – будьте готовы дать ему полноценную информацию о семейном бюджете. В возрасте от 5 лет ребенок уже будет готов к разговорам о том, сколько зарабатывают родители и на что уходят семейные деньги.

Конечно, в процессы планирования маленького человека следует вовлекать постепенно — к примеру, разъясняя это на примере его собственных потребностей. Для начала предложите ребенку озвучить список того, что в семье покупается исключительно для него: скорее всего он включит сюда игрушки, развлечения и сладости. Вторым этапом будет дополнение этого списка с вашей помощью, ведь малыш наверняка забудет включить в него расходы на одежду и образование в кружках и секциях. На третьем этапе помогите ребенку разделить все эти траты на категории. На четвертом — дополните список частичными расходами, то есть теми, которые делятся на всю семью: на продукты, отпуск, проезд, коммунальные услуги, налоги.
Поверьте: составление и оглашение такого списка для ребенка будет настоящим «открытием Америки», ведь большинство детей даже представить себе не могут, сколько денег родители тратят на их содержание и на семью в целом. Но именно с этого момента ребенок осознанно начнет относиться к некоторым ограничениям — к примеру, когда родители просят его подождать с покупкой дорогой вещи или игрушки до следующего месяца или если ему сообщают, что в этом году семья не может поехать на море, потому что планирует ремонт.

Конечно, чтобы переварить эту информацию, малышу потребуется некоторое время. Как узнать, что он готов к следующему «погружению» в мир финансов? Скорее всего, ребенок начнет задавать дополнительные вопросы («А, может, на море есть места подешевле?», «А ремонт обязательно делать весь сразу?») или предлагать свои схемы движения семейных денег. В таком случае вы смело можете привлекать маленького финансиста к планированию семейного бюджета. К примеру, в день получения дохода вы можете вместе с ребенком разложить полученные деньги по конвертам: здесь — на оплату счетов, здесь — на образование, здесь — на одежду, здесь – на приятные желания (игрушки, кино, кафе), в конце — на долговременные накопления (дорогие приобретения, отпуск).

Когда все деньги будут разложены по стопкам, предложите ребенку подумать об экономии средств. К примеру, вместо вечернего похода в кино пойти на утренний сеанс или посетить кафе в часы, когда там дают скидку. Если ребенок предложит собственную схему экономии — обязательно похвалите его и сделайте ему небольшой подарок, пояснив, что на работе это называется «премия за оптимальное решение». Маленький человек почувствует ответственность за семейные финансы и познает вкус ответственности за взрослые дела.

Если ребенок научился экономить, вы можете посвятить его в таинства накоплений и подарить копилку. Но в таком случае поясните разницу между доходами, расходами и накоплениями. Главное, что следует учесть при вручении копилки: у ребенка должна быть постоянная возможность ее пополнять. К примеру, вы можете периодически выдавать ему мелочь от сдачи после совершенной покупки или просто выделять раз в месяц определенную «копилочную сумму». Цель создания копилки со временем может меняться: к примеру, сначала ребенок может просто так копить деньги, а потом решить собрать определенную сумму на покупку желаемой вещи. В таком случае дайте отпрыску возможность самому принимать решение — на что потратить накопленный капитал.

Нужно ли давать детям карманные деньги

Давать детям деньги на карманные расходы, конечно, стоит — иначе как ребенок научится распоряжаться финансами? Разумеется, начинать надо не с тысячных купюр, а с небольших сумм — к примеру, на покупки в школьном буфете. Однако постарайтесь сохранить спокойствие, если ребенок потерял выданное, потратил деньги на мороженое вместо завтрака или накормил голодного друга. Подобные варианты могут стать поводом для разговора о том, что завтрак и мороженое должны приобретаться на разные деньги, а дружба не покупается за деньги.

Сколько карманных денег давать детям? Сначала — ежедневно и понемногу, каждый день интересуясь: «Ну как ты сегодня распорядился карманными деньгами?». К окончанию начальной школы ребенок, как правило, уже готов к планированию, поэтому деньги ему можно выдавать один раз в неделю. Старшеклассникам вполне можно выдать сумму на месяц вперед, но будьте готовы к тому, что бюджет придется увеличить и всегда держать под контролем. Современным старшеклассникам часто удается самостоятельно зарабатывать небольшие средства или получать деньги в подарок. Если хотите, чтобы отпрыск вам доверял — сохраните для него возможность полностью распоряжаться своими деньгами.

Карманные деньги для детей: правильный подход

Психологи рекомендуют соблюдать определенные правила при выдаче карманных денег ребенку:

  • всегда объясняйте — на что именно вы выдаете ребенку определенную сумму (в копилку, на завтрак, на подарок другу и т.д.);
  • не выдавайте маленькому ребенку (до 10 лет) слишком серьезные суммы сразу — лучше увеличивать его доходы постепенно;
  • договоритесь с ребенком, что в определенный день он будет получать свои карманные деньги; и если ребенок сообщит, что «неожиданно потратил» недельную сумму за один день — не стоит ее компенсировать: объясните, что у вас уже все спланировано и лишних расходов быть не должно, и ребенку следует поступать также.

Психология карманных денег: всем ли детям они нужны?

Чтобы понять, давать ли именно вашим детям карманные деньги, понаблюдайте за поведением ребенка. Ведь готовность к карманным доходам зависит от того, научился ли ребенок ценить деньги и готов ли он к планированию. К примеру, если малыш обижается, что вы не купили ему дорогую игрушку или «машинку как у Саши» именно сейчас, то для него планирование бюджета все еще осталось теорией. В этом случае дайте ему побольше практики: почаще берите с собой в магазин, показывайте ценники, складывайте потраченное на калькуляторе, рассказывайте о необходимых тратах. Посетив с ребенком парк, расскажите о том, сколько сегодня было потрачено на развлечения и покажите ребенку чеки. Обсуждайте свои расходы ежедневно, но при этом не сокрушайтесь о том, что «денег нет» или как тяжело вам живется. Главный урок, который ребенок должен вынести из своей практики: если грамотно тратить, то деньги будут всегда.

Как давать карманные деньги ребенку

Как и сколько денег давать ребенку на карманные расходы? На самом деле, «карманные расходы» – понятие не совсем однозначное. Поэтому вы можете сделать его более конкретным, разделив на три части:

  • личный кошелек: небольшая ежемесячно выделяемая сумма, которой ребенок может распоряжаться как хочет (покупать подарки, тратить на мороженое, отложить в копилку);
  • общие средства семьи, распределяемые на семейном бюджете: здесь ребенок может заявить о необходимой ему конкретной сумме для приобретения, к примеру, игрушки;
  • долговременные накопления: сюда могут поступать ежемесячно выделяемые ребенку конкретные суммы, чтобы в итоге купить крупную вещь (к примеру, велосипед, тренажер, брендовую одежду, телефон, музыкальный инструмент и т.д.).

На что дети тратят карманные деньги

О необходимом доверии к ребенку сказано уже было. Но доверие вовсе не исключает необходимости проверять — действительно ли ребенок потратил карманные деньги на подарок другу, проезд или оплату спортивной секции. Конечно, не стоит постоянно подозревать подростка в том, что средства, выделенные на репетитора, он потратил на наркотики. Но ненавязчиво наблюдать за денежными потоками отпрыска все-таки необходимо.

К примеру, вы можете периодически интересоваться — чем именно кормят в школьной столовой и сверять озвученное подростком меню с выложенным на сайте школы. Если же вы заметили, что школьник купил на карманные средства сигареты или пиво, то об этих моментах следует сразу поговорить — в первую очередь, акцентируя его внимание на том, что он не оправдывает вашего доверия.

Конечно, такие случаи — вовсе не повод отказывать ребенку в карманных деньгах, «чтобы исключить все соблазны». Ведь, не имея карманных денег и потеряв возможность сходить со сверстниками в кино или в кафе, подросток будет чувствовать себя ущемленным. Но вы можете сообщить ребенку, что намерены контролировать его траты и теперь будете требовать доказательств о расходах — предъявления чеков, билетов и т.д.

В целом желание иметь собственные деньги и возможность ими распоряжаться — абсолютно нормальны для ребенка, ведь они связаны со стремлением к самостоятельности. И если родители с раннего возраста воспитали в маленьком человеке умение планировать, беречь и правильно тратить, то наверняка будут приятно удивлены, случайно обнаружив в личных накоплениях отпрыска случайно конвертик «на день рождения мамы и папы».

Детский кошелек: давать ли карманные деньги детям 1

Об эксперте: +МАМА

Мы самый дружелюбный сайт для мам и ваших малышей. Вопросы и ответы на них, уникальные статьи от врачей и писателей - все это у нас :)

Смотреть все

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

+Мама