Статьи
Опубликовано 29.01.2019

Все, что вы хотели знать про 1 сентября, но боялись спросить

Автор: +МАМА Дошкольник

Вы сделали все, что могли: купили красивый портфель, огромный букет и новый костюм. Вы пообещали ребенку, что в школе у него будут друзья, а оценок первый год ставить не будут. И «на десерт» вы сказали, что ему там будет интересно. Однако все получилось в точности, как в анекдоте: ребенок пришел домой после 1 сентября и заявил: «Что ж вы не предупредили, что эта бодяга продлится еще 11 лет?»

Готов ли шестилетка?

Ваш шестилетний ребенок самый умный и сообразительный? И, конечно, вы думаете: а не отправить ли его в школу уже сейчас?

Как подготовить ребенка к школе: советы родителям дает семейный психолог Алена Кульницкая:

— Советую подождать до семи лет, даже если вам кажется, что ребенок готов к школе. Скорее всего, он действительно будет хорошо успевать в первые четыре года, благодаря развитой памяти и отличным навыкам письма, счета и чтения. Однако программа современной средней школы выдвигает совсем иные задачи: там нужны логика, умение видеть причины и следствия событий. Есть еще один важный момент, который вы можете проверить самостоятельно: готов ли ребенок к 1 классу психологически. Просто задайте ему вопрос: «Тебе хочется в школу?». Тот, кто готов, ответит по-взрослому: «Да, мне интересно каждый день узнавать что-то новое». Ответ того, кто не готов, будет звучать примерно так: «Нет, там придется много сидеть», «Там скучно» или «А играть мы там будем?».

Продолжать ли детсадовский режим?

Чей-то ребенок привык спать днем, а для некоторых тихий час в детском саду был нестерпимо скучен, и им разрешали порисовать или почитать. Кто-то приучен ежедневно просыпаться в 7 утра, а кто-то всю свою семилетнюю жизнь ложился в 12 ночи и вставал в 11 утра. Приучать ли его к утреннему подъему заранее? И стоит ли что-то менять в общем распорядке дня?

На вопрос о том, как правильно подготовить ребенка к школе и продолжать ли детсадовсикй режим, отвечает учитель начальных классов Татьяна Колобова:

— Если ребенок не посещал десткий сад и не умеет вставать рано, то лучше приучить его к этому постепенно в течение лета. Иначе его первый подъем 1 сентября станет настоящим стрессом. И, скорее всего, он либо заснет за партой, либо впадет в истерику. В остальном режим ребенка менять не стоит. К примеру, если он привык чередовать занятия, отдых и игры — вполне можно сохранить такой режим. Если ребенку требуется дневной сон — значит, его необходимо оставить. Но при этом важно сохранить и приумножить время прогулок и подвижных игр. Кстати, особая ценность прогулки еще и в том, что во время нее вы можете обсудить, как прошел день в школе и без напряжения сделать устные уроки — к примеру, выучить стихотворение, правило или таблицу умножения. В таком режиме адаптация к школе пройдет безболезненно.

Дошкольник-интроверт: подготовка ребенка к школе

В саду и на детской площадке ваш ребенок не особенно тянулся к другим детям. Ему было вполне комфортно с собственным ведерком и совочком или с самостоятельно придуманной игрой. И, конечно, вас беспокоит вопрос: «Значит, в школе он будет «белой вороной»?

Отвечает учитель начальных классов Татьяна Колобова:

— Во-первых, ваш ребенок будет не единственным интровертом в классе — хотя бы парочка детей, которым одиночество доставляет комфорт, всегда найдется. Во-вторых, надо понять — почему ребенок не общается со сверстниками. Ведь, вполне вероятно, что он не уверен в себе и просто боится быть непринятым в компанию. Если второе — то можно заранее познакомить ваше скромное и боязливое чадо с кем-то из будущих одноклассников. Для этого существуют классы-«нулевки», которые работают специально для подготовки детей к школе. Кроме того, можно воспользоваться помощью других родителей и устроить совместную вечеринку где-нибудь на природе или у вас дома. На своей территории ребенок будет чувствовать себя уверенней и ему будет легче войти в контакт с другими детьми. Более того, вы сами можете помочь сыну или дочке познакомиться с гостями и создать для них коллективные игры.

Рабочий кабинет: как подготовить ребенка к школе самостоятельно?

Каким должно быть рабочее место первоклассника: особо оснащенным, со специальной мебелью и компьютером, принтером и планшетом? Или достаточно стола и стула?

Отвечает семейный психолог Алена Кульницкая:

— Желательно, чтобы рабочее место первоклассника отличалось минимализмом и находилось в зоне, отдельной от всего остального. Тогда у ребенка довольно быстро произойдет осознанное понимание того, что в этом месте все должно быть четко, чисто и ассоциироваться это место будет исключительно с работой. Не проблема, если у вас мало метров в квартире — для создания рабочей зоны достаточно поставить рядом с окном широкий стол, удобный стул, полку и напольную вешалку для того, чтобы вешать на нее школьную форму. Что касается компьютера, то в первом классе он не понадобится для выполнения домашних заданий, а свои первые навыки работы с гаджетами ребенок получит на уроках информатики, где его обеспечат персональным ноутбуком. Конечно, большинство современных детей уже в трехлетнем возрасте умеют пользоваться и интернетом, и планшетом, и прочими благами цивилизации. Но, как правило, компьютер в этот период ассоциируется у ребенка с развлечением, а не с обучением. Поэтому стоит разместить его отдельно от рабочей зоны. Чуть позже, когда придет время работы над первыми проектами, вы можете приобрести для ребенка личный ноутбук и установить его в рабочем кабинете. Но произойдет это не раньше, чем через пару лет.

А правда ли это стресс? Как психологически подготовить ребенка к школе?

Вы не согласны с тем, что первый раз в первый класс — это стресс для ребенка? И вы такой не один! Ведь большинство родителей вспоминают свое первое сентября в школе с чувством радости. Почему же сегодня принято ассоциировать этот день с переживаниями и стрессом?

Отвечает семейный психолог Алена Кульницкая:

— Даже если ребенка подготовили к школе и он идет туда с удовольствием, даже если его радует его первый взрослый день, все равно это стресс и для первоклассника, и для его родителей. В первую очередь потому, что с ребенком такого еще не происходило, это его первый опыт неизвестной жизни, в которой он полностью дезориентирован. Но, разумеется, этот стресс можно свести к минимуму. И тут все зависит от родителей. Допустим, если вы относитесь к числу тех, кто привык пугать ребенка школой («Вот в школе тебе за такие поступки сразу два поставят или к директору вызовут…»), то вполне понятно, что у ребенка сложится стереотип: «школа — это дом, где ничего нельзя и все время наказывают». Или, возможно, вы не потрудились подготовить свое чадо к серьезному процессу, который его ждет — не приучили его к чтению, внимательности, умению слушать и не перебивать. Тогда школа станет для него «местом, где скучно, потому что нельзя играть и делать, что хочешь». Поэтому лучшее, что вы можете сделать для будущего первоклассника, — это начать играть с ним в школу еще за год до 1 сентября. Но играть так, чтобы у него возникла устойчивая ассоциация: «школа — это весело, интересно, познавательно». Более практичным детям по душе придется ассоциация, что «школа поможет приобрести интересную работу, которая впоследствии даст много денег».

Сколько времени посвятить «играм в школу»?

Ваш ребенок не против «поиграть в школу»? Но сколько времени надо потратить на эти игры, чтобы ему, с одной стороны, не надоело, а с другой — он вошел в рабочий процесс?

Отвечает мать троих детей-учеников Анна Федосова:

— С каждым ребенком мы «играли в школу» разное время. Если точнее — сколько каждый мог выдержать. Это были не просто «занятия ради удовольствия» — как, к примеру, рисование куколок у моей дочки или лепка динозавров у сына. Это были конкретные задания: к примеру «слепи собачку из глины и разрисуй ее в стиле «гжель» (до этого, естественно, надо рассказать — что представляет собой эта самая «гжель») или «прочти вот этот кусок сказки и расскажи, о чем она». Если у малыша не получается — обязательно помогите, поучаствуйте. Потом непременно похвалите и предложите просто заняться любимым делом — то есть отдохнуть. Если ребенок способен концентрироваться на задании хотя бы 10 минут — уже хорошо, потому что вы можете постепенно увеличивать это время и довести его до реального получасового урока. Если вы чувствуете, что через 10 минут малыш начинает отвлекаться и халтурить — попробуйте его простимулировать еще на 5 минут («давай еще 5 минуточек — и гулять»). Не заставляйте, но и не попустительствуйте тому, чтобы ребенок только и думал, что об отдыхе. Ведь ваша задача — научить его получать удовольствие не только от расслабления, но и от работы.

Стоит ли обучать ребенка всему и сразу?

Когда психологи объяснили родителям, что в возрасте 2-3 лет у ребенка прекрасная память и способности все «впитывать», многие из нас буквально бросились отдавать детей на курсы английского, в музыкальные школы и прочие развивающие места. Даже было известное стихотворение на эту тему: «Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота…». Насколько это оправдано?

Отвечает семейный психолог Алена Кульницкая:

— Да, это правда, что ребенок все «впитывает» и у него прекрасная память. В дошкольном возрасте он способен не только заговорить на любом языке, но и запомнить множество слов, нот, стихов и песен. Однако запоминание это — чисто механическое, никак не связанное со способностью логически или творчески мыслить. Так что, если начать заранее запихивать в маленького человека все подряд, к семи годам он, конечно, будет хорошим учеником в школе. Но уже скоро может превратиться в троечника, не способного к креативности, спонтанности, быстрой реакции и принятию нестантартных решений. А ведь именно на развитие этих качеств направлены современные школьные программы. Поэтому — всему свое время.

Как видите, подготовка ребенка к школе в домашних условиях не так уж и сложна — просто надо заранее начать и двигаться постепенно. Но даже если ваш маленький гений проявляет особые склонности или интересы (быстро читает, сочиняет рассказы или складывает в уме трехзначные числа), не торопитесь делать выводы и записывать его в спецшколу. Возможно, уже года через три-четыре его наклонности и интересы поменяются совсем в иную сторону. Так что сегодня просто помогите ему влиться в школьный режим и коллектив. Остальные задачи будете решать по мере их поступления.

Статьи

Гинекология

Кесарево сечение: виды, показания, восстановление

За последние несколько десятилетий кесарево сечение стало обыденным процедурой и …

+МАМА 29.01.2019

Молочница у беременных: почему она возникает и как ее вылечить

+МАМА 29.01.2019

Паллиативная помощь: Что изменится в России для неизлечимо больных людей

+МАМА 29.01.2019
Счастливое детство

Как купать новорожденного ребенка: первые ванны грудничка

Обычно родители волнуются, думая о том как купать новорожденного ребенка …

+МАМА 29.01.2019

Рост и вес ребенка по годам

+МАМА 29.01.2019

Как пеленать новорожденного

+МАМА 29.01.2019
Генетика и прогнозы

Какие гены отвечают за таланты

Как получается, что один человек может виртуозно играть на скрипке …

+МАМА 29.01.2019

Синдром Дауна у плода

+МАМА 29.01.2019

Гиперактивный ребенок: в невнимательности и чрезмерной активности «виноваты» гены

+МАМА 29.01.2019

Категории